За 9 месяцев текущего года объем ввода административно-офисных площадей в Петербурге составил 176 тыс. кв. м. При этом в 3 квартале было введено 113,8 тыс. кв. м административно-офисных площадей, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель по итогам всего первого полугодия, подсчитали аналитики компании STEP.
«Анализ ежегодного ввода говорит о том, что на последний квартал 2013 может прийтись основной объем ввода офисных площадей в Петербурге. Типичная практика – успеть достроить и ввести объект до нового года. Однако для того, чтобы превзойти показатели предыдущих лет, девелоперам придется постараться: в рекордном 2008 году было построено более 540 тыс. кв. м офисов, в самом неудачном 2010-ом – 270 тыс. Таким образом, до конца этого года нужно достроить от 100 до 370 тыс. кв. м офисных площадей», – комментирует управляющий партнер, директор направления коммерческого строительства компании STEP Михаил Лиханов.
С начала текущего года, по подсчетам аналитиков STEP, застройщиками получено разрешение на строительство 42 административно-офисных объектов. Из них шесть – в Петроградском районе, пять – в Невском и по четыре – в Центральном, Московском и Выборгском районах. «Интерес девелоперов к Московскому и Выборгскому районам легко объясним наличием здесь свободных участков под застройку и отсутствием обременений, свойственных центру города», – комментирует Михаил Лиханов.
Всего же за последние три года в Петербурге было выдано более 130 разрешений на строительство административно-офисных объектов. Вывод на рынок этих площадей можно ожидать в ближайшие 3-5 лет. При этом лидером предложения по-прежнему остается Московский район, здесь будет построено сразу 23 объекта. Центральный, Петроградский и Адмиралтейский районы также традиционно в первой пятерке по девелоперской активности.
Приморский район постепенно теряет позиции. По мнению Михаила Лиханова, это может быть вызвано несколькими причинами. «Во-первых, он прежде всего является спальным и строить бизнес-центры в этом районе можно лишь в нескольких локациях. Лимит коммерчески привлекательных участков для возведения офисов здесь практически исчерпан. Во-вторых, транспортная ситуация в Приморском районе улучшилась слабо – построенные за последние годы развязки облегчили выезд за город, но не перемещение внутри района, а новые станции метрополитена появятся не скоро», – отмечает он. Кроме того, в Приморском районе строится самый крупный на сегодня городской проект – «Лахта Центр», предполагающий возведение большого объема офисных площадей. Оценить его влияние на рынок в целом пока достаточно трудно, однако локально он составит конкуренцию многим проектам.