Дизайн и цветовое решение интерьера.
Понятие интерьера. Особенности интерьера.
Интерьер (interior с фр.); архитектурное и художественное оформление внутреннего помещения.
Дизайн (desaign с англ.); построение, создание внешнего вида изделия, здания, интерьера.
Интерьер складывается из социальных и этических знаний человека. Первый интерьер возник в каменном веке вместе с человеком.
Чарльз Макинтош основатель стиля модерн . Он создал Школу Искусств в городе Глазго, его знаменитые работы отличались неординарностью и были многофункциональны (стул на который вешались сюртуки). Модерн по определению Макинтоша; удар хлыста . В стиль модерн была внесена идея японского максимализма. Сейчас идет тенденция к плавным линиям, т.к. стиль себя изжил, направление к природности, эпоха требует отказаться от вычурных форм.
Мис ван дер Роэ, Людвиг ; немецкий архитектор и дизайнер, в основе его творчества это гармония форм. Мелкие дома, офисы, банковские сооружения, мебель. Он внес новое в дизайн, его идея; нестатичность (постоянное изменение). Архитектор смело экспериментировал с бетоном, стеклом, металлом. Первым стал совмещать металл и стекло, высотные здания из бетона.
Гропиус ; соратник Мис ван дер Роэ архитектор и дизайнер. С его именем связано становление дизайна. Гропиуса больше волновали социально-экономические проблемы, развивал идею дешевого жилья. Среда должна строить человека и защищать его. Гропиус был далек от идеи модерна.
Петер Беренс (1868-1940) . немецкий архитектор, дизайнер, создавал гравюры на дереве, тяготел к простым, чистым формам. Ле Карбюзье родился в Швейцарии, придумал железобетонные конструкции, много занимался мебелью. Позднее появился стиль хай-тек – использование старых предметов в мебели, отрицание роскоши и богатства, простота форм и ясности.
1. Индивидуальное видение гармонии (от педантичного порядка до хаоса.
2. Интерьер может быть активным, пассивным и нейтральным.
3. Интерьер бывает национален.
4. Интерьер отличается по половым признакам.
5. Интерьер отличается возрастными особенностями.
6. Интерьер отражает финансовые возможности.
7. Назначение помещения в интерьере (жилое, офисное, производственное, общественное учреждение: учебное, библиотека и т.д.
Эргономика и эргономические показатели окружающей среды. Производственная эстетика.
Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.
Проблемами приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика.
Эргономика ; от греческих слов ergon; работа, nomos; закон. Эргономика изучает систему человек; орудие труда; производственная среда как единый процесс и ставит своей задачей разработать рекомендации по его оптимизации.
Оптимизация этого процесса предполагает поставить человека в наиболее благоприятные условия при выполнении функциональных задач. Она включает разработку научно обоснованных организационно-технических требований и решений к орудиям и процессам труда, окружающей среде с учетом особенностей человека: физических, психологических и антропометрических.
Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели.
1. гигиенические ; уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.
2. антропометрические ; соответствие изделий антропометрическим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечить рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т.д. предохранять человека от быстрого утомления.
3. физиологические ; определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств.
4. психологические – соответствие изделия психологическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации.
В последнее время все больше внимания уделяется проблемам эстетики сферы труда и перестройки производственной среды на эстетических началах.
Важное значение для улучшения условий труда имеет производственная и техническая эстетика. Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую.
Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда.
Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях. Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т.п.
Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства.
Освещение естественное и искусственное и его применение в интерьере.
Освещение воздействует на организм человека и выполнение производственных заданий. Правильное освещение уменьшает количество несчастных случаев, повышает производительность труда.
Исследования показывают, что при хорошем освещении производительность труда повышается примерно на 15%. Неправильное освещение наносит вред зрению работающих, может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев.
Освещение, отвечающее техническим и санитарно-гигиеническим нормам, называется рациональным. В помещениях используется естественное и искусственное освещение. Естественное освещение предполагает проникновение внутрь солнечного света через окна и различного типа светопроемы.
Естественное освещение часто меняется и зависит от времени года и суток, а также от атмосферных явлений. На освещение влияют местонахождение и устройство зданий, величина застекленной поверхности, форма и расположение окон, расстояние между зданиями и др.
Естественное освещение; наиболее благоприятное для человека, однако оно не может в полной мере обеспечить необходимую освещенность производственных помещений. Поэтому в практической деятельности широко используют искусственное освещение. Самым распространенным видом искусственного освещения является электрическое освещение. Виды электрического освещения: неоновые светильники, лампы накаливания, галогенные лампы, точечные светильники. 60 Вт; универсальное освещение.
ЛБ; лампы белого цвета. ЛС; лампы синего цвета.
Расположение искусственного освещения.
1) Потолочное освещение.
2) Настенное (общее) освещение.
3) Местное освещение (торшер, бра.
а) если общая комната; освещение может быть по периметру и в отдельных местах комнаты. Матовый светильник дает меньше света, чем небольшая лампа с отражением.
б) освещение рабочего места (не меньше 60 Вт). Галогенное; офисное освещение. Яркие источники света вызывают раздражение.
В спальне основное освещение; прикроватное, днем; естественное освещение. В спальне; пара точечных светильников, т.е. местное освещение. В ванной; галогеновый свет предпочтительнее. Растровый светильник; решетка + отражающая поверхность получается рассеянный свет. Низкий потолок можно зрительно поднять, направив на него свет.
Цветовые контрасты и оптические иллюзии в интерьере.
Оптическая иллюзия ; явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.
Гладкокрашеная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции. Вертикальные полосы делают комнату выше. Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения. Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату. Клетчатый потолок делает помещение ниже и давит, клетчатый пол придает помещению статичность, что хорошо.
Если помещение все в клетку или в полоску это вызывает агрессию, оказывает постоянное раздражающее действие, воздействует на сенсорное восприятие и ведет к расстройству психики, если потолок темнее чем пол, то помещение становится ниже. Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше. Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.
Контрастные сочетания относятся к элементам, создающим ощущение пространства, так как они кажутся материальными.
Контрасты могут создавать.
– различные цвета (контрасты в пестром тоне, например, путем использования дополнительных цветов; синий, оранжевый.
– различные яркости (контрасты светлых и темных участков, например, в экстремальном случае черно-белый контраст).Особенно раздражающими могут быть контрастные цвета на полу (ковры) и на стене, находящейся в поле зрения (в рабочей комнате), так как они могут вызывать мигание глаз и ощущение неуверенности.
– различные насыщенности (контрасты в силе цвета, например, серый – красный). Воздействие цвета сильно зависит от окружающей обстановки. Например, желтый цвет на черном фоне кажется светящимся, а на белом – теряет свою яркость. Образцы цвета лучше всего оценивать на сером фоне. Подобные контрасты в насыщенности цвета очень важны в помещении, так как они позволяют расставлять акценты и выделять центры внимания в помещении. Но их не следует использовать для отделки больших поверхностей.
Принцип оформления; соблюдение пропорций.
Как бы ни были важны контрасты, не безразлично, какие площади занимает цвет в помещении. Так, синяя картина в желтой рамке оказывает совершенно иное воздействие, чем желтая картина в синей рамке. Речь идет о цветовых пропорциях.
Принципы создания цветовой гармонии.
Полярные цветовые пары и их психологическое воздействие на человека. Цвета по знакам гороскопа.
веселость, способствует общительности, ясности ума порождает скромность, освежает и уводит от проблем.
Серый и белый, черный в больших помещениях гасят раздражение. Черный помогает сосредоточиться. Серый вызывает усталость, депрессивный цвет, отгорожение от общения, неустроенность, внутренняя замкнутость. Если много синего цвета, то подчеркивается дистанция между людьми. Светло-синий это направляющий и уводящий в пространство цвет. Сине-зеленый ; изменчивость, движение. Оттенки красного ; стимулирующие раздражители. Оранжевый ; теплый, уютный. Желтый ; контактный. Чисто-зеленый ; требовательный, освежающий. Оливковый ; успокаивающий, смягчающий. Желто-зеленый ; раскрепощающий. Все тона зеленого успокаивают. Пурпурный – изысканность.
Если Вы заказываете дизайн проект. то обязательно обратите внимание на цветовое решение. Оно не должно входить в диссонанс с Вашим внутренним миром и вызывать негативные чувства (тревогу, беспокойство, раздражительность), иначе Вам будет неуютно в этом помещение, каким бы гениальным ни был дизайнерский проект.
Цвета по знакам гороскопа.
Близнецы – все цвета радуги.
Лев -оранжевый, желтый, белый.
Стрелец – все цвета.
Козерог – белый, черный, лиловый.
Темперамент и его интерьер.
Сангвиник : неприхотлив, полон жизненной энергии, приятен в общении, легковозбудим, эмоционально неустойчив.
Дом; просторный, светлый, со сложной анфиладной структурой.
Мебель; скорее декоративная.
Цветовая гамма; желтая.
Декоративный материал; глина.
Холерик : бодрый, импульсивный, несдержанный, нетерпеливый, склонен к гневу и излишней.
Дом; просторный, лишенный сложных архитектурных конструкций.
Цветовая гамма; синяя.
Декоративный материал; дерево.
Флегматик : медлительный, спокойный, сдержанный, упорный.
Дом; небольшой, прочный, но очень светлый.
Мебель; массивная, стилизованная.
Цветовая гамма; серо-жемчужная.
Декоративный материал; дерево, сухоцвет, керамика.
Меланхолик . впечатлителен, тревожен, чувствителен, склонен к грусти и депрессиям, скрытен.
Дом; раздробленное пространство, цветовые и световые контрасты.
Мебель; скорее функциональная.
Цветовая гамма; желтая.
Декоративный материал; акварель.
Особенности оформления офисов.
Офис (англ.); контора, канцелярия, служба. Необходим деловой вид.
1. Посмотреть по сторонам света, чтобы солнце не мешало работать, учитывая коридорный тип и освещение.
2. Нужно хорошо представлять структуру будущего учреждения.
3. Определить необходимое оптимальное количество человек для каждой из его служб.
4. Выделить функциональные зоны и продумать их. Нужно чтобы все было взаимосвязано.
Перечень помещений необходимых в офи се.
а) рабочие помещения от дирекции до архива.
б) помещения бытового назначения (столовая, туалеты, душ, спортзал и т.д.
в) специальные комнаты отдыха.
г) помещения для посетителей.
д) помещение для обслуживания установок, инженерного оборудования.
Ориентация контор на север допускается только с бескоридорной системой планировки. Двухсторонняя коридорная система позволяет обеспечить естественным освещением все рабочие помещения и является типичной для административных зданий.
Выделение отдельного помещения предусматривается начальству, остальным сотрудникам; групповые помещения (в зависимости от рода деятельности). Машинописные бюро, бухгалтерия, чертежные залы. В офисе необходима система эффективного искуственного освещения, система кондиционирования, звукопоглащающее устройство стен, перекрытий, электрическое, телефонное обеспечение, резервные подводки, два мусоропровода (пищевой и бумажный.
Для узких и длинных помещений лучше прозрачные перегородки. Если маленькое помещение, то лучшие цвета это голубой и зеленый, так как эти цвета раздвигают стены , создают ощущение пространства. Следует применять не более четырех цветов, образующих общую гамму.
Для зоны отдыха; темно-зеленые, спокойные теплые тона, пол зеленый теплый, мебель красно-оранжевая, желтая.
Екатерининский стиль ; бордовая гамма цветов с золотым акцентом, применяются гобелены, лепнина, зеркала, мебель с овальными формами и бархатной обивкой.
Советский стиль ; спокойная бежевая гамма, в отделке текстурированная древесина, древесно-стружечные плиты, мебель в тон стен с кожаной или суконной обивкой.
Европейский стиль ; контрастные цветовые сочетания (например черно-белые), в поверхностях шкафов применяется металл. Широко используется обивка мебели под кожу. Если помещение маленькое, то оборудование небольшое, тонких конструкций. Для приемных; тона светлые, простые и простая мебель. Кабинеты; темная, изысканная мебель.
Классически стол директора располагается в глубине помещения, кресло; с высокой спинкой. В кабинете предусматривается стол для заседаний и место для непринужденной беседы (два кресла + журнальный столик) обычно располагается при входе в кабинет. Под письменным столом желательно иметь тумбочки на колесиках. Овальная мебель убирает официальность, прямоугольная мебель; задает деловой тон. Массивная, темная мебель давит на входящего, пугает.
Вопросы для самоконтроля.
1. Сформулируйте понятия интерьер и дизайн. В чем заключаются особенности интерьера.
2. Что включает понятие производственная эстетика.
3. Как используется освещение в интерьере.
4. Назовите принципы создания цветовой гармонии.
5. Перечислите особенности оформления офисов.