Воскресенье , Ноябрь 17 2019
Главная / Новости / Эксперты компании Maris обсудили опыт европейских стран в области охраны памятников архитектуры

Эксперты компании Maris обсудили опыт европейских стран в области охраны памятников архитектуры

Вопросы редевелопмента и реставрации исторического центра Петербурга обсуждаются уже не первый год, но к качественным изменениям не привели. Юридическая база для решения таких вопросов пока не создана, а постоянно меняющиеся правила и стратегии региональных и федеральных властей лишь увеличивают риски потенциальных инвесторов. Об этом говорили на пресс-конференции по вопросам охраны и развития памятников-архитектуры, организованной экспертами компании Maris.

Компания Maris | Part of the CBRE Affiliate Network изучила опыт европейских стран, в которых уже сформировалась развитая организационная инфраструктура сохранения и регенерации объектов наследия. Было проведено исследование современных европейских тенденций в области охраны и использования исторических памятников архитектуры. Возможно, эти знания позволят нам создать свою уникальную модель сохранения, восстановления и использования памятников, применимую для Санкт-Петербурга.

В мире сегодня используются пять основных способов интеграции памятников в жизнь современного города («витализации» культурного и исторического наследия) и введения их в экономический оборот: приватизация памятников с наложением обременения на частных собственников; девелопмент объектов наследия. Наиболее широко и успешно девелопмент используется для регенерации районов рядовой исторической жилой и промышленной застройки, которая сама по себе не является памятником и самостоятельной культурной и исторической ценности не имеет; развитие культурного и познавательного туризма и создание на базе объектов наследия туристических продуктов и брендов; продажа «ауры» исторического и культурного наследия, когда привлекательность исторических городов и отдельных исторических районов используется для увеличения стоимости новой недвижимости; создание креативных кластеров на базе объектов культурного наследия — это самоокупаемые внутригородские вкрапления тематической среды обитания как ретроспективного, так и футуристического (модельного) характера. Само название таких городских новообразований предполагает постоянное творчество их обитателей, во многом направленное на вовлечение в него туристов (креативный туризм).

За последние 30 лет в Европе появилась такая специализация в области государственного управления, как «менеджмент наследия», задачей которого является создание конкурентоспособных девелоперских и туристических продуктов, разработка и реализация проектов регенерации с сохранением подлинных памятников и рядовой исторической застройки, а также с учетом интересов местных жителей и бизнеса.

Существенной чертой системы охраны и регенерации наследия в развитых странах является значительная роль некоммерческих общественных организаций. существуют общенациональные трасты, например English Heritage в Великобритании. Они финансируют содержание отдельных объектов, собственных и переданных в управление, организуют проекты в области тематического туризма, оказывают финансовую помощь и консультационную поддержку организациям и частным лицам, владеющим памятниками. Такие организации существуют за счет членских взносов, пожертвований, собственных доходов от различных видов деятельности, правительственных грантов, организации работы волонтеров.

Европейский опыт показывает: частное владение памятниками подразумевает государственную финансовую поддержку. Одна из основных форм госучастия — субсидирование. Формы субсидирования существуют разные. Источником денег может быть как государство, так и негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие). Возможна компенсация части затрат на сохранение предметов охраны, возможны программы субсидирования определенных видов ремонта.

Например, владельцы исторических зданий и сооружений во Франции могут вернуть половину стоимости реставрации и ремонтных работ от государства. Однако все работы, проводимые в таком здании, осуществляются под контролем местной администрации и под руководством главного архитектора города.

Кроме того инвесторы во Франции могут получить денежный грант на содержание и реставрацию исторического здания. Размер субсидии составляет примерно 35% от стоимости работ по реставрации и строительству, но может достигать и 50% (для зданий, находящихся в перечне исторических памятников).

Субсидирование очень развито в Швейцарии. Однако доступных для общественности бюджетных ресурсов очень мало и поэтому, государственные субсидии в первую очередь выплачиваются на особо дорогие реставрационные работы. Так для частных инвесторов доступны ежегодные гранты общей суммой 16 млн франков.

Государственные субсидии, однако, могут быть связаны с дополнительными обязательствами владельца (например, по обеспечению доступа в памятник). Такие обязательства есть у владельцев французских и итальянских памятников культуры. Если реставрационные работы прошли частично или полностью за счет государства, то владельцы обязаны обеспечить публичный доступ к данному объекту, как к национальному достоянию архитектуры.

В России законодательством предусмотрена возможность компенсации части расходов на реставрацию государством, но из-за отсутствия подзаконных актов этот механизм не работает.

В мировой практике применяется и другой инструмент поддержки частных владельцев памятников — стимулирование. Его плюс в том, что государство не тратит живых денег. В основном применяются отсрочки от уплаты налогов, ускоренная амортизация, налоговые вычеты, освобождение от некоторых налогов, льготные условия предоставления кредитов. Используется и уменьшение установленной арендной платы на сумму затрат, связанных с реставрацией и содержанием памятника, или взимание арендной платы по минимальной ставке. Некоторые страны Европы имеют более низкую ставку НДС для работ на исторических зданиях. Общепринята и возможность возместить стоимость ремонта и обслуживания исторических зданий за счет подоходного налога.

Во Франции для компаний, которые платят большие проценты, выгодно иметь в своем портфеле исторические памятники, так как они обеспечивают сокращение подоходного налога.

В Италии в связи с принятием закона в 1980 г. о предоставлении юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в исторические памятники, налоговых льгот в размере вложенных средств (пожертвования, инвестиции в собственность), удалось привлечь внимание и значительно увеличить количество инвестиций в реставрационные работы дворцов, храмов и замков.

Позже количество подобных инвестиций было сокращено за счет новых бюджетных законов (был установлен лимит на налоговые вычеты). Но, несмотря на это, правительство Италии ежегодно привлекает порядка 1,5 млрд. евро из средств частных жертвователей, некоммерческих фондов и организаций на реставрацию и содержание памятников.

Налоговое законодательство Швейцарии также предусматривает вычеты из подоходного налога в размере инвестиций в реконструкцию и ремонт зданий.

Европейские государства серьезно подходят к проблеме охраны исторических памятников и осуществляют строгий контроль над действиями частных инвесторов. Согласно законодательству об охране памятников многих стран ЕС, собственник обязан согласовывать любые изменения (в том числе реконструкцию и реставрацию) объекта, классифицированного как памятник, для чего не менее чем за четыре месяца до начала работ префекту региона подается заявка с подробным проектом предстоящих работ. О смене собственника (продажа, дарение и т. п.) объекта необходимо предварительно информировать министра культуры и коммуникаций. При этом новый собственник должен быть заблаговременно поставлен в известность о том, что объект является историческим памятником и на него будут наложены обременения. Точно также с министерством должно согласовываться любое строительство в непосредственной близости от охраняемого объекта. За нарушение собственником принятых на себя обязательств законодательство стран ЕС предусматривает крайне жесткие санкции, вплоть до конфискации памятника без каких-либо компенсаций.

Важно отметить, что основной задачей приватизации памятников в странах ЕС является не получение дополнительных доходов в госбюджет, а освобождение государства от бремени реставрации и содержания памятников и передача соответствующих обязательств частным владельцам. Реставрация обходится на порядок дороже нового строительства. Поэтому, помимо многочисленных ограничений на использование приватизированных объектов наследия, здесь применяется целый ряд инструментов экономического стимулирования владельцев памятников — субсидий и льгот. Именно этим обусловлен тот факт, что памятники являются здесь привлекательными объектами для частных инвестиций, а сами эти инвестиции не только не наносят им вреда, но и позволяют сохранять их в надлежащем состоянии.

About admin

Читайте так же

Особенности клеевых труб ПВХ

Содержание1 Преимущества2 Недостатки Сегодня при прокладке инженерных систем применяют трубы из разных материалов. Их изготавливают …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *