В России запланировано строительство 11 агропарков на площади около 1000 га. Такие данные приводятся в анализе российского рынка девелопмента агропарков – оптового-розничных центров, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции, проведенном NAI Becar.
Модель агропарка – оптового-розничного центра, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в мировой практике принята и широко развита. Аналогом агропарка в России являются плодовоовощные базы. Основной объем реализуемой в агропарках продукции приходится на овощи, фрукты и цветы.
Стандартный крупный агропарк в современном понимании представляет собой площадку (площадью 5 – 200 га) с несколькими зонами: складские площади, в том числе низкотемпературного хранения, открытые площадки под хранение и перегрузку продукции; открытые площадки для торговли с автомобилей; сопутствующая инфраструктура – паркинг для посетителей и арендаторов, кафе, рестораны, гостиницы, автомойка и проч.
Пионером в области агропарков в мире является парижский Rungis, где на территории 230 га расположены базы более 200 поставщиков фруктов и овощей, более 60 компаний поставщиков по каждому виду продукции – мясная, молочная, садоводческая.
Несмотря на значительные перспективы цивилизованного формата хранения, переработки, фасовки и продажи продукции с/х сектора, рынок агропарков в мировом понимании данной концепции в России только начинает развиваться, отмечает Маргарита Трофимова, директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar,.
Ассоциация сертифицированных с/х парков сегодня распространена в 42 странах мира. На территории России в настоящее время действует только один сертифицированный объект – Фруктово-Овощной Ростовский Терминал, расположенный в г. Аксай Ростовской области (площадью 23 га с учетом строящейся второй очереди).
Существуют также и близкие по принципу аналоги, например, в Москве – распределительный центр «Виктория», Казани, однако ведущую роль на рынке продажи овощной продукции по-прежнему занимают овощебазы.
«Доход подобного объекта складывается из аренды складских помещений и открытых площадок, а также предоставления сопутствующих услуг (фасовка/переработка, таможенное оформление и т.п.), сервисных услуг (кафе, гостиницы, комнаты для переговоров), на западе также распространена оплата за въезд на территорию агропарка, взимаемая непосредственно с покупателей», – комментирует Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar..
Для сравнения сегодня на сельскохозяйственных рынках Москвы стоимость аренды одного торгового павильона (площадью до 10 кв. м) варьируется в пределах от 600 – 1 700 долларов/кв. м/год, что соответствует ставкам торговой галереи в торговых центрах. Аренда места для торговли с машины может составлять около 30 долларов /день.
Основными потребителями агропарков являются предприятия розничной торговли, например, доля этого сегмента составляет на западе около 50%. Оставшуюся половину клиентов составляют предприятия общепита и супермаркеты.
Что касается резидентов типовых агропарков, они, в основном, представлены оптовыми компаниями, производителями овощей, растительной и другой сельскохозяйственной продукции, сервисными и логистическими компаниями, брокерами.
По мнению экспертов, в перспективе рынок оптовой торговли постепенно будет переходить к более цивилизованному формату, в то же время успех будущих проектов зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности ставок аренды в них по сравнению с действующими и крупными базами и рынками. Очевидно, что при сопоставимых условиях аренды современные сельскохозяйственные хабы смогут привлекать потребителей максимальным набором дополнительных услуг и качеством предоставляемых условий торговли.