Плавное замедление объемов строительства, ужесточение конкуренции, общий тренд к удешевлению процесса строительства сказались на динамике развития регионального строительного рынка в текущем строительном сезоне, отмечают эксперты.
По мнению экспертов компании H+H, одного из ведущих предприятий по выпуску газобетона в России, впервые за последние годы спрос на газобетон в летний сезон не привел к ожидаемому росту спроса на этот строительный материал.
«В прошлом году у большинства производителей, начиная уже со второй половины июня, из-за высокого спроса, отмечалась даже периодическая нехватка отдельных видов продукции. Так что в этот сезон, чтобы избежать локального повторения прошлогодней ситуации, производители газобетона вошли с большими запасами продукции. Однако ожидаемого бума так и не произошло: по ряду сегментов строительства, например, многоквартирному домостроению и коммерческому строительству, как показывают наши маркетинговые исследования, даже произошло снижение использования газобетона», – комментирует Таисия Селедкова, руководитель направления маркетинга и бизнес развития H+H.
Таким образом, по данным H+H, доля использования газобетона в многоквартирном домостроении при выполнении огорождающей конструкции во II квартале 2013 года составила 22%, в то время как за аналогичный период 2012 года этот показатель был равен 33%.
Рост использования газобетона наблюдается особенно на пригородных территориях Санкт-Петербурга в Ленинградской области. Во II квартале 2013 года этот показатель составил 49,5% или 950,0 тыс. кв. м, что на 38,3 тыс. кв. м больше, чем в I квартале 2013 года и на 513,4 тыс. кв. м больше, чем во II квартале 2012 года.
Таким образом, доля газобетона на рынке строительных материалов в пригородном домостроении выросла во втором квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 5%%: с 44 до 49%.
По мнению эксперта, среди основных причин затормаживания развития рынка – сокращение объемов строительства, общая сложная финансовая ситуация в отрасли, прогрессирующий рост себестоимости строительного процесса, и как следствие этого, нехватка денежных средств у самих строителей, наконец, невысокая покупательская способность населения. В итоге начинают экономить все участники процесса: строители – например, на закупке более дешевых строительных материалов в ближнем зарубежье, и сами покупатели – приобретая более дешевое жилье – в более удаленных локациях, меньшей площади или из более «простых» строительных материалов.
«Один из трендов этого строительного сезона – курс на удешевление строительства, в том числе, за счет перехода на более дешевые строительные материалы. Так, по нашим наблюдениям, большинство начатых в этом году новостроек жилья массового спроса возводятся уже с использованием монолита, а не газобетона или кирпича», – отмечает Таисия Селедкова.
По мнению руководителя направления маркетинга и бизнес развития H+H, рынок газобетона во многом отражает тенденции всей строительной отрасли, поскольку они связаны и напрямую зависят друг от друга. Поэтому доля газобетона в высотном строительстве будет продолжать снижаться и, наоборот, – будет расти в загородном и малоэтажном строительстве, где этот строительный материал является одним из популярных.
«По нашей оценке, сегодня до 60% изделий из газобетона, реализуемых на строительном рынке, как раз используются для возведения малоэтажных или частных домов. И эта доля постепенно растет. Эту тенденцию мы наблюдаем и по динамике продаж нашей компании. Так, если в прошлом году на долю малоэтажного строительства пришлось 45% реализованной H+H продукции, то уже по итогам первого полугодия 2013 года этот показатель вырос до 59%», – заключает Таисия Селедкова.